Митюшин Дмитрий Алексеевич,
кандидат технических наук
Московский университет МВД России,
кафедра специальной техники,
г. Москва

Опыт применения беспилотных комплексов и систем в деятельности полиции зарубежных стран

Источник: журнал "Специальная Техника"

В статье приводится опыт применения комплексов и систем с беспилотными летательными аппаратами полицией иностранных государств (на примере США, Канады и стран Европы) и связанные с использованием БЛА проблемы (по материалам открытой зарубежной печати).

Внастоящее время во всём мире наблюдается повышенный интерес разработчиков и потенциальных потребителей к комплексам и системам с беспилотными летательными аппаратами (БЛА). При этом в роли потребителей выступают как военные, так и гражданские (в том числе коммерческие) организации. За последние 10-15 лет комплексами с БЛА стали интересоваться и правоохранительные органы различных стран. Сначала этот интерес большей частью носил хаотический характер. И лишь примерно с 2007 г правоохранительные органы разных стран начинают целенаправленно использовать системы с БЛА в своей деятельности, в том числе и в полицейских операциях. Рассмотрим опыт некоторых из развитых стран по применению БЛА при решении задач, стоящих перед полицией.

На североамериканском континенте беспилотные системы нашли наибольшее применение в Канаде. 21 февраля 2009 г отдел судебно-медицинской экспертизы (Forensic Identification Unit) полиции провинции Онтарио (ППО) Королевской канадской конной полиции использовал шестироторный, весом в один килограмм, беспилотный вертолёт (БВ) Draganfiyer X6 (рис. 1) в ходе сбора вещественных доказательств при расследовании убийства, совершённого в глухом районе недалеко от городка Кенора (пр. Онтарио). Это была первая оперативно-служебная задача в работе экстренных служб Северной Америки, которую выполнял изготовленный для коммерческих целей и допущенный к эксплуатации федеральными властями беспилотный летательный аппарат. В марте 2009 г руководство Управления полиции г. Саскатун заявило, что оно и дальше будет следовать этому почину и станет первой городской полицейской службой в Северной Америке, которая использует полицейский БЛА Draganfiyer X6 при решении своих задач в черте города.

Применение БЛА, в том числе и таких как БВ Draganfiyer X6, регламентируется авиационными правилами Министерства транспорта Канады. Прежде чем Управление полиции Саскатуна начало испытывать данный БВ, чиновники Минтранса побывали в Саскатуне на демонстрации полёта для стандартной процедуры оценки рисков и обсуждения технических проблем с фирмой-разработчиком Draganfly Innovations.

В январе 2010 г. БЛА Draganfiyer X6 применялся для сбора доказательств при расследовании крупного дорожно-транспортного происшествия (ДТП), которое произошло в 3 км к востоку от взлётно-посадочной полосы 09 Международного аэропорта им. Джона Г. Дифенбэйкера г. Саскатун. Для обеспечения безопасности воздушного движения оператор Draganflyer X6 уведомил диспетчера о необходимости производства работ и запросил его разрешения. Диспетчер увеличил минимальную высоту захода на посадку для взлётно-посадочной полосы 09, обеспечив безопасность воздушного движения. БВ Draganflyer X6 применялся для аэрофото- и видеосъёмки места этого ДТП. Полученные аэрофотоснимки использовались городской полицией в качестве прямых доказательств при расследовании обстоятельств ДТП.

ППО (г. Кенора и г. Тандер-Бей) получила разрешение Минтранса Канады на применение беспилотных вертолётов Draganfiyer в Онтарио.

Канадский Центр беспилотных авиационных систем (Canadian Centre for Unmanned Vehicle Systems — CCUVS) в сотрудничестве с компанией Aeryon Labs подготовил учебный курс по беспилотным авиационным системам (БАС) для строевых, инженерно-сапёрных и морских подразделений региональной полиции Халтона.

CCUVS располагает доступной программой подготовки пилотов-любителей наряду с практической лётной подготовкой. Она включает воздушное законодательство, правила, схемы и профили выполнения полёта БЛА, аэродинамику, погодно-климатические условия и средства связи. Занятия по программе ведёт сертифицированный лётчик-инструктор Минтранса. Студенты также получают Ограниченную лицензию радиооператоров Министерства промышленности, которая позволяет им общаться с диспетчерами Навигационной службы Канады. Всё это сочетается с лётной практикой на симуляторах.

В конце четырёхдневного курса операторы получают сертификат на право проведения авиаработ с использованием БЛА.

Судя по сообщениям открытых американских источников, в США дела с применением БЛА в деятельности полиции обстоят гораздо хуже. Связано это с правовыми проблемами и с более чем пятилетними трениями между управлениями полиции различного уровня и Федеральным управлением гражданской авиации (Federal Aviation Administration - FAA) США.

Управление шерифа Лос-Анджелеса в течение нескольких лет работало с подрядчиком Минобороны компанией Ocatron по созданию специализированного БЛА для решения задач полиции. В июне 2006 г. БЛА марки SkySeer продемонстрировали журналистам. Согласно заявлению полиции, главным преимуществом SkySeer является малозаметность. «При работе самолёт практически бесшумен и незаметен, - сообщил представитель полиции, - что даст нам возможности, которых никогда не было».

Рис. 1. Сотрудник ППО (Канада) с БЛА ВВП Draganflyer X6
Рис. 1. Сотрудник ППО (Канада) с
БЛА ВВП Draganflyer X6

В распоряжении Управления шерифа Лос-Анджелеса имеется парк из 18 пилотируемых вертолётов, каждый из которых стоит от трёх до пяти миллионов долларов. Цена SkySeer колеблется между 25 и 30 тыс. долл. Как заявил представитель полиции, «нам очень часто не хватает вертолётов, которые постоянно в работе, и SkySeer существенно позволяет решить эту проблему. Беспилотные системы наблюдения могут стать нормой в деятельности полиции по охране общественного порядка в городе». Руководство полиции Лос-Анджелеса считает, что БЛА могут быть приняты на оснащение практических всех полицейских подразделений. Единственное возможное препятствие, по всей видимости, юридическое, и не связано с посягательством на тайну частной жизни. Как выяснилось, FAA было разочаровано тем, что Управление шерифа выполняло полёт БЛА, не получив разрешения FAA, даже с учётом того, что это была всего лишь демонстрация для журналистов.

Федеральному управлению гражданской авиации нет никакого дела до авиамоделей, если они летают на высоте до 150 м. Это входит в компетенцию Академии авиамоделирования (Academy of Model Aeronautics — АМА). Однако правила AMA требуют, чтобы во время полёта между оператором и авиамоделью поддерживался непрерывный визуальный контакт. Что касается БЛА, то при их применении отсутствие визуального контакта при полёте в порядке вещей. Это также является одним из камней преткновения между руководством полиции и FAA.

Высказывались предложения ввести в классификацию БЛА новую категорию, обозначенную как «слегка ограниченные»: летательные аппараты (ЛА) с полётом в пределах визуального контакта как главного фактора уменьшения риска. Эта категория включала бы радиоуправляемые модели ЛА, особенно модели вертолётов, используемые для коммерческой аэрофотосъёмки, небольшие дирижабли и аэростаты, используемые для рекламы, и сельскохозяйственные БЛА.

Однако представители отдела беспилотных программ FAA заявили, что данная «слегка ограниченная» категория включает системы, «создающие много проблем, и мы ежедневно боремся с этой специфической группой».

В октябре 2007 г. появилось сообщение, что Управление полиции Калифорнии (г. Сакраменто) участвует в разработке специализированного БЛА, как дешёвой альтернативе полицейским пилотируемым вертолётам. В настоящее время на вооружении Управления стоят два вертолёта, которые могут передавать потоковое видео в реальном масштабе времени на удалённые терминалы, расположенные в патрульных машинах или в оперативном штабе. Начальник полиции отмечает, что Управление получает много жалоб о шуме вертолётов, в то время как БЛА практически бесшумны. Он также отметил, что немногие полицейские подразделения могут позволить себе вертолёт, но большинство в состоянии приобрести БЛА. Однако БЛА должны получить разрешение FAA для допуска к эксплуатации.

В 2008 г. другой американский источник сообщил, что технология, которая отработана в войне против международного терроризма, скоро может найти применение в местной полиции. Муниципалитет г. Лас-Вегаса подтвердил, что изучает возможность закупки БЛА, которые могут отслеживать перемещения граждан с воздуха. Городская полиция рассматривала способы применения БЛА в борьбе с преступностью.

Военные источники сообщили, что новые поколения БЛА размером с насекомого или птицу уже находятся в разработке в Зоне 511. И теперь опыт, полученный на военных полигонах в Неваде, проникает в гражданскую сферу.


1 Зона 51 (англ. Area 51) - американский военный аэродром, удалённое подразделение военно-воздушной базы Эдвардс. Она расположена на юге штата Невада, в 133 км к северо-северо-западу от Лас-Вегаса, на южном берегу озера Грум-Лейк. Согласно официальным данным, в Зоне 51 разрабатываются экспериментальные ЛА и системы вооружения. Название Зона 51 используется в официальных документах ЦРУ также используются кодовые названия Dreamland, Paradise Ranc, Home Base, Watertown Strip, Groom Lake и, в последнее время, - Homey Airport

 

В 2004 г. компания Lew Aerospace провела испытательный полёт БЛА в г. Лас-Вегасе для демонстрации ФБР его возможностей. Один из БЛА был запущен со здания казино Caesars Palace. Немногие из прохожих видели, как аппарат пронёсся мимо гостиниц, но те, кто его заметил, считают, что это очень ценное приобретение для правоохранительных органов.

БЛА могут применяться там, где есть серьёзная опасность для жизни пилотов и посторонних лиц, например, при авариях на химических производствах, при радиационных авариях и т.д. На испытательном полигоне в Неваде было создано химическое облако, имитирующее аварийную ситуацию. Вместо пилотируемого аппарата, что уже могло представлять смертельную угрозу для лётчиков, через облако пролетел БЛА, неся на борту спецоборудование. Правительство США уже использует БЛА для осмотра испытательных площадок на предмет обнаружения неразорвавшихся боеприпасов. Использование БЛА в антитеррористических мероприятиях очевидно и для вооружённых сил, и для полиции.

Помощник шерифа метрополии (г. Лас-Вегас) считает, что оснащение БЛА бортовой тепловизионной аппаратурой позволило бы полиции отслеживать бегущих подозреваемых ночью или в толпе. Автомобильные преследования стали бы гораздо менее опасными для окружающих людей и офицеров полиции, так как маленький БЛА может следовать за нарушителем или преступником незаметно, в отличие от вертолёта или патрульной машины. По сравнению с вертолётом гораздо более дешёвые БЛА могут находиться в воздухе в течение 24 часов, и они неоценимы также в таких операциях, как поиск без вести пропавших. БЛА расширили бы возможности полиции, но не заменят пилотируемых вертолётов. В ситуации захвата заложников БЛА мог обеспечить оперативную разведку, без необходимости выводить офицеров полиции на линию огня преступников. Кроме того, в этой ситуации, по мнению американских полицейских, низка вероятность того, что преступники, захватившие заложников, увидят маленький БЛА и станут расценивать это как провокацию.

В других городах, включая Хьюстон, где полицейские закупили БЛА, возникли вопросы о вторжении в личную жизнь граждан в связи с осуществлением негласного наблюдения без соответствующего ордера.

В 2009 г. прошло три года, как FAA отказало полиции в лице окружного Управления шерифа Лос-Анджелеса в разрешении использовать в своих интересах маленькие и лёгкие БЛА для воздушного мониторинга потенциальных мест совершения преступления. Полиция пытается с этим бороться, однако FAA всё ещё сохраняет в силе запрет на использование БАС государственными органами, за исключением испытаний и чрезвычайных ситуаций, таких как лесные пожары, по крайней мере, пока все проблемы безопасности не будут урегулированы. Однако полиция считает, что иногда может проигнорировать запрет FAA и использовать БЛА в своей деятельности.

В том же году Управление шерифа округа Меса (Mesa County) провело ряд испытательных полётов БЛА Draganfiyer X6 с тепловизионной камерой на борту для проведения поисково-спасательных операций. И вновь возникли проблемы с FAA. Процесс получения разрешения от Управления гражданской авиации весьма сложен из-за его жёстких требований. В результате FAA вынесло решение, что данный БЛА «может летать на открытом пространстве только над мусорной свалкой». Однако применять БЛА внутри зданий не возбраняется, и действия БЛА внутри помещения ограничены только размером здания, в котором он используется.

Для работы БВ Draganfiyer X6 на открытом воздухе требуется, чтобы Управление шерифа предоставляло в территориальные органы FAA уведомление по форме НОТАМ2, которое должно быть зарегистрировано за 24 часа до планируемого полёта. Существует и ряд других указаний, включающих высоту полёта и ограничения на работу в тёмное время суток.


2 НОТАМ (англ. Notice To Airmen, NOTAM) — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации. НОТАМ содержит извещение о всех поправках, временных или постоянных, которые не были включены в последний сборник аэронавигационной информации (AIP)

 

Несмотря на то, что данные ограничения весьма обременительны, служба шерифа проводит испытательные полёты для сбора информации, которая, в конечном счёте, должна привести к тому, что беспилотный вертолёт

Draganfiyer X6 будет одобрен FAA для постоянного использования полицией.

В это же время FAA классифицурует изделие Draganfiyer X6 в той же категории, что и разведывательный БЛА, используемый вооружёнными силами в Афганистане и Ираке. Перед полицией округа стоит задача заставить FAA сменить эту классификацию. Данное подразделение на 2009 г. является четвёртым нефедеральным полицейским учреждением в стране, испытывающим арендованный за очень низкую плату БЛА. Этот аппарат стоит около 25 тыс. долл. Цена несопоставима с миллионами долларов, выделяемых на программы воздушных операций с обычным применением вертолётов или самолётов.

В 2009 г. Управление шерифа округа Меса провело более 60 поисково-спасательных операций, и во многих из них мог бы принять участие БЛА, равно как и в других ситуациях, например, для передачи видеоинформации в реальном времени отрядам полиции специального назначения во время критической фазы операции, или просто для фотографирования места совершения преступления.

И наконец, 31 августа 2009 г. Управление всё-таки получило сертификат, позволяющий ему проводить испытательные полёты БЛА Draganflyer X6 в течение одного года.

В октябре 2011 г. Управление шерифа округа Монтгомери (Montgomery), Техас, получило комплекс с БВ ShadowHawk фирмы Vanguard Defense Industries, оснащённым цифровой видеокамерой и тепловизором. Стоимость комплекса составляет 250 тыс. долл. Управление шерифа - первое в Техасе полицейское подразделение, использующее в своей деятельности малоразмерный БЛА.

В январе 2012 г. появилось сообщение, что FAA надеется разработать к 2013 г. новые правила, которые позволят полиции совершать регулярные полёты лёгких БЛА на высоте до 400 фт (ок. 120 м) над подстилающей поверхностью.

Начиная с 1 декабря 2010 г., согласно заявлению FAA, выдано более 270 разрешений на полёты более чем десятку видов БЛА. Примерно 35% разрешений получили военные, 11% - НАСА и 5% - Министерство национальной безопасности, включая разрешения на полёт БЛА Predator вдоль северной и южной границ. Остальные пользователи - различные правоохранительные структуры, в том числе ФБР, а также разработчики и научно-исследовательские учреждения. В настоящее время лишь незначительное количество управлений полиции и шерифа в США, включая округа Квин-Аннз (Мэриленд), Майами-Дэйд (Флорида) и Меса (Колорадо), применяют в своей деятельности БЛА.

Весной 2012 г. правоохранительные органы Гранд-Форкса и 16 прилегающих округов Северной Дакоты собираются начать регулярное применение БЛА. Федеральное управление гражданской авиации ограничивает использование БЛА, но Университету Северной Дакоты, который применял БЛА совместно с полицией, предоставлен документ, разрешающий использование БЛА. FAA запрещает БЛА пересекать границу штата с Миннесотой.

В настоящее время FAA отодвинуло дату предложения новых правил использования малоразмерных БЛА в национальном воздушном пространстве до весны 2012 г. Причину переноса сроков FAA не прокомментировало.

Федеральное управление гражданской авиации не разрешает применение БЛА в широком масштабе в национальном воздушном пространстве США из-за опасения, что у БЛА нет адекватной системы предупреждения столкновения в воздухе. Согласно правилам FAA, любой БЛА, летящий выше 400 фт, требует специального сертификата или разрешения. Но Управление до сих пор не опубликовало список групп лиц или организаций, имеющих такое разрешение.

Законопроект, предполагающий ускорить переход от радолокаторов к системе управления воздушным движением (СУВД) на основе технологии GPS и открыть американское небо для полётов БЛА в течение четырёх лет, 6 февраля этого года получил окончательное утверждение Конгресса США. Законопроект предусматривает выделение 63,4 млрд. долл. Федеральному управлению гражданской авиации более чем на четыре года, в том числе около 11 млрд. долл. для модернизации СУВД.

СУВД является центральным звеном в планах FAA по решению проблемы с прогнозируемым 50-процентным увеличением интенсивности воздушного движения в следующем десятилетии. Большинство других стран уже используют спутниковую СУВД, но FAA долго осторожничало. США образуют 35% мирового коммерческого воздушного трафика и имеют самое сложноор-ганизованное воздушное пространство в мире, с большей долей и более разнообразной частной авиацией, чем другие страны.

К 30 сентября 2015 г. от FAA, согласно законопроекту, также требуют обеспечить военные, коммерческие и частные БЛА расширенным доступом в воздушное пространство страны, в настоящее время зарезервированное за пилотируемыми воздушными судами. Это означает, что БЛА, которыми дистанционно управляют находящиеся на земле операторы, получат разрешение на полёт в тех же коридорах, что и рейсовые пассажирские, грузовые и частные самолёты.

В настоящее время FAA ограничивает использование беспилотных систем главным образом в пределах отдельных участков воздушного пространства, отведённого для военных и пограничных служб. Также использовать БЛА могут около 300 органов государственной власти и их частные партнёры, для которых ограничения касаются полётов малоразмерных БЛА вдали от аэропортов и крупных городов.

В числе прочих упомянутый выше законопроект включает следующие положения:

  • крайний срок полной интеграции беспилотных авиационных систем в национальное воздушное пространство - 30 сентября 2015 г.;
  • представление плана полной интеграции БАС в национальное воздушное пространство - в течение девяти месяцев;
  • разработка Федеральным управлением гражданской авиации ежегодно обновляемого пятилетнего перспективного плана развития БАС;
  • мероприятия по обеспечению полётов малоразмерных БЛА (весом около 25 кг.) - в течение 27 месяцев;
  • выбор шести полигонов для испытания БЛА - в течение шести месяцев;
  • разрешение на полёт малоразмерных БЛА в американской Арктике 24 ч в сутки, вне линии визирования, на высоте по крайней мере 600 м - в течение одного года;
  • ускоренный доступ к использованию БЛА для органов государственной власти, таких как правоохранительные органы, пожарные, аварийно-спасательные службы и т.д.;
  • разрешение правоохранительным органам использовать БЛА очень малого класса (до 2 кг), если они удовлетворяют определённым техническим требованиям - в течение 90 дней;
  • изучение Федеральным управлением гражданской авиации субъективных и технических причин несчастных случаев с БЛА. Полиция европейских стран также активно использует БЛА для решения своих задач.

В августе 2008 г. правительство Великобритании составило план использования БЛА, применяемых в военных операциях в Афганистане и Ираке, для борьбы с терроризмом, для помощи полиции в Британии.

Guide: The £40,000 aerial surveillance drone, which is near silent and can operate video, night vision, infrared or stills cameras, as used by Merseyside police

Рис. 2. Полиция Мерсисайда — одно из подразделений, испытывающих БЛА стоимостью в 40 000 £ каждый,
 использование которых для операций небольшого масштаба намного дешевле, чем пилотируемого полицейского вертолёта

Минобороны Великобритании проводит трёхлетнюю НИР по перенацеливанию БЛА, оснащённых достаточно сложной аппаратурой для скрытого наблюдения и фотографирования действий подозреваемых. План был поддержан Комитетом по обороне Палаты общин, но подвергся критике со стороны борцов за гражданские права, обеспокоенных последствиями негласного наблюдения за гражданами. Данный аппарат позволяет получать чёткие изображения с высоты около 15 км. Таким образом, Великобритания является одной из первых стран, использующих или собирающихся использовать БЛА для негласного наблюдения за собственными гражданами.

В январе 2010 г. подозреваемый в краже автомобиля стал первым арестованным в Великобритании благодаря использованию миниатюрного вертолёта с дистанционным управлением. БВ Air Robot (рис. 2) был применён полицией графства Мерсисайд после того, как офицеры упустили подозреваемого, скрывшегося в густом тумане.

БЛА, размер которого между кончиками четырёх лопастей несущего винта из углеродистого волокна составляет около 90 см, использует технологию, первоначально разработанную для военной разведки.

БВ оснащён электродвигателем, набором камер, прикрепляемых к фюзеляжу, включая телевизионные и тепловизионные камеры. БЛА может почти бесшумно парить над местом совершения преступления и отправлять потоковое видео в реальном времени сотрудникам на земле. Также он имеет возможность «сесть на насест» и с неподвижного основания вести наблюдение, позволяя оператору проводить негласную видеозапись в течение нескольких часов.

Данный БЛА стоимостью 40 000 £ использовался полицией в течение двух лет, главным образом в поисково-спасательных операциях, для исполнения предписаний по борьбе с наркотиками и для операций по пресечению антиобщественного поведения.

В августе 2010 г. полиция графства Дербишир использовала подобный БЛА для наблюдения за акциями протеста на фестивале британской Национальной партии в Кондоре.

Однако описанный выше случай - первый, когда арест был непосредственно связан с использованием БЛА Air Robot. Инцидент случился 26 января около 16:30 после того, как в полицию поступило сообщение об угоне Рено Клио в городском районе Бутл. После преследования двое подозреваемых бросили машину и попытались скрыться. Один из них, 20-летний мужчина, был быстро задержан, а другому удалось скрыться по бечёвнику канала, используя густой туман и темноту. Начальник полиции решил использовать БЛА, который может подниматься на высоту до 150 м и управляться сотрудником полиции на расстоянии до 500 м (рис. 3). Используя бортовое тепловизионное оборудование, аппарат быстро обнаружил объект в кустарниках около канала по теплу тела и передал видеоинформацию на расположенную поблизости полицейскую машину. Затем пешие патрули пошли и арестовали его. Оба арестованных потом были освобождены под залог для дальнейшего расследования.

МВД Великобритании серьёзно изучает вопрос об использовании данного аппарата в деятельности полиции, скорой помощи и пожарной службы.

В январе этого же года производитель вооружения компания BAE Systems сообщила, что она доработала военный БЛА под требования ряда правительственных учреждений во главе с полицией графства Кент. Документы показали, что данные учреждения планируют использовать БЛА на Олимпийских Играх 2012 г. Но там же было указано, что БЛА можно использовать и для скрытого наблюдения за гражданами, выявляя нарушителей правил дорожного движения, а также для скрытого наблюдения в городе и контроля за организацией сбора и удаления отходов в интересах местных муниципальных советов.

В марте 2008 г. появилось сообщение, что британская транспортная полиция планирует применять БЛА Microdrone для наблюдения за участками железных дорог с целью пресечения воровства проводов. Разработанный в Германии аппарат оборудован видео- и ИК-камерой. Ма-лошумящий БЛА вертолётного типа может выполнять видеосъёмку подозреваемых с высоты от 100 м. Используя на борту водяной пистолет, БВ может преподнести преступникам неприятный сюрприз, распылив на них несмываемую маркирующую жидкость SmartWater, которая может оставаться на коже человека в течение нескольких дней даже после мытья. Каждый такой вертолёт стоит 60 тыс. долл. Дальность полёта БЛА Microdrone от наземного пункта управления составляет около 470 м.

Агентство Wired сообщает о планах оснастить британскую полицию до начала Олим-пиады-2012 БЛА со специальными средствами на борту.

БЛА может быть оснащён громкоговорителями, например, акустическим устройством LRAD (Long Range Acoustic Device), которое может не только предупреждать нарушителей, но и, используя достаточно громкий звук, обратить их в бегство. Однако просто прогнать правонарушителей бывает недостаточно, полицейский БЛА должен уметь остановить преступника, скрывающегося с места преступления, взять его с поличным. Вертолёты оснащаются также мощными прожекторами и стробоскопическими источниками света, которые превращают их в эффективные средства нелетального воздействия. Стробирующий импульс высокой интенсивности может послужить причиной головокружения, дезориентации и нарушения чувства равновесия, что делает практически невозможным оставление преступниками места преступления. Данный эффект впервые был использован в изделии Photic Driver, разработанном британской компанией Allen International в 1973 г Изделие LRAD также испытывалось на австрийском беспилотном вертолёте S-100.

Как утверждает Wired, «устройство обездвиживания человека на основе светового воздействия», разработанное фирмой Peak Beam Systems Inc., успешно прошло испытания в вооружённых силах США и уже полным ходом устанавливается на беспилотных вертолётах.

Однако стробоскопический свет может оказаться опасным для применения на пилотируемых аппаратах из-за воздействия, оказываемого на экипаж. В то же время, размещённый на БЛА «стробоскоп» позволяет в буквальном смысле пресечь преступление.

Ещё одним средством, применяемым с борта БЛА, может быть электрошоковое устройство дистанционного действия - тайзер, представляющий собой небольшие стрелки, которые отстреливаются с БЛА в преступника и выводят его из строя электрическим зарядом в несколько десятков тысяч вольт. Вес современного тайзера составляет около 150 г, так что он может размещаться на борту мини-БЛА. В настоящее время у автора данной статьи отсутствуют данные о каких-либо юридических проблемах, связанных с применением БЛА британской полицией.

Ещё в январе 2008 г. министр внутренних дел федеральной земли Саксония (Германия) отдал распоряжение о закупке первого БЛА для саксонской полиции. Аппарат стоимостью 65 тыс. евро должен был передавать полиции видеоинформацию во время футбольных матчей. Таким образом, Саксония выступила пионером в приобретении новейших средств наблюдения иx контроля. В других странах Евросоюза БЛА уже применялись для решения широкого круга задач.

drone
Рис. 3. Внешний вид БЛА Air Robot и упрощённая схема проведения
 полицейской операции по задержанию угонщиков Рено Клио

БЛА использовались полицией в Милане и Париже для наблюдения за социально неблагополучными районами города. В швейцарском Тессине БЛА использовались для наблюдения за «зелёной границей» для защиты от незаконной миграции и позволили задержать нарушителей. Полиция испытывает БЛА в Цюрихе и Лондоне. В 2008 г. в Швейцарии и Австрии состоялся чемпионат Европы, и построение системы безопасности в ходе этой масштабной полицейской операции предусматривало равным образом применение БЛА (для помощи в этой операции немецкая полиция выделила водомёты и 2000 сотрудников).

Многие фирмы-изгото-вители БЛА представляли свою технику на 11-м Европейском полицейском конгрессе в Берлине.

В исследовательском проекте по пограничной охране FRONTEX разрабатывался БЛА BSUAV (Border Security Unmanned Aerial Vehicles) для контроля границ и борьбы с терроризмом. В 2007 финансовом году эта программа стоила 5 млн. евро.

В 2010 г. полиция земель и федеральная полиция Германии продолжает экспериментировать с «летающими видеокамерами». Для этого федеральное правительство предусмотрительно изменяет существующий порядок воздушного движения. Полиция имеет дело с микрокоптерами, то есть аппаратами небольших размеров, которые имеют мало общего с военными БЛА. Для начала в 2008 г. полиция приобрела два БЛА SensoCopters (рис. 4). Тогда министр внутренних дел Саксонии сообщил, что, применяя эти БЛА во время футбольных матчей или демонстраций, можно идентифицировать в толпе подстрекателя, чтобы затем представить доказательственные снимки в суде. По мнению немецкой полиции, БЛА могут применяться в борьбе с похищениями людей и при освобождении заложников. Аппараты, оснащённые ночными и тепловизионными камерами, также могут базироваться в основных подразделениях управлений полиции федеральных земель и земельном уголовном розыске.

31 октября 2010 г. испытательные полёты были завершены, и МВД Саксонии занялось оценкой, в какой степени БЛА могут помочь полиции в решении стоящих перед ней задач.

Рис. 4. Испытательный полёт БЛА SensoCopter для полиции Саксонии
Рис. 4. Испытательный полёт БЛА SensoCopter для полиции Саксонии

Вопрос о возможном использовании в деятельности полиции БЛА больших размеров, которые применяются, например, Бундесвером, нужно также решать только после «фазы пилотирования». Где бы ни выполнялись испытательные полёты, как заявило МВД, все они проводились в соответствии с общими положениями о защите персональных данных согласно § 38 «Закона о полиции» Саксонии. Граждане, попавшие в поле зрения бортовой видеоаппаратуры, ничего об этом не знали, фотоснимки были дешифрованы, переведены в цифровую форму, а впоследствии удалены.

Следующей федеральной землёй, приобретшей БЛА, стала Нижняя Саксония. В середине 2008 г. был закуплен квадрокоптер фирмы Microdrones за 47 000 евро. Согласно заявлению министра внутренних дел Уве Шюнеманна (Uwe Schunemann), «летучие камеры» заняли бы «ключевую позицию в быстром добывании информации», например, при «подготовке мероприятий спецподразделений полиции против вооружённых преступников». Наряду с воздушной разведкой, управлением силами и средствами полиции, получением доказательств и документированием преступных действий БЛА могли бы использоваться для «неполицейских операций», например, при масштабных разрушениях или катастрофах. На проведение испытаний БЛА было уполномочено Центральное полицейское управление в Ганновере.

Для эксплуатации БЛА была открыта новая профессия «оператор дистанционного управления летательным аппаратом». Для эксплуатации микро-БЛА шесть сотрудников полиции Нижней Саксонии в рамках двухдневного обучения получили сертификаты на право их применения. Ни в Саксонии, ни в Нижней Саксонии до сих пор не упал ни один БЛА. В случае аварии ответственность несла бы полиция, поэтому договоры страхования не заключались.

Уголовный розыск земли Гессен в 2008 г. взял в аренду минимум одну модель конкурента Microdrones БЛА AR100-B немецкого производителя AirRobot, но комментарии по его использованию земельное МВД не дает.

Для координации испытаний на земельном уровне в 2007 г. создана Федерально-земельная проектная группа «Drohnen». По поручению подкомиссии по управлению, тактике и борьбе с преступностью рабочей группы II «Внутренняя безопасность» Постоянной конференции министров внутренних дел и сенаторов федеральных земель (образованной после 11 сентября 2001 г.) она должна была проверять применение микро-БЛА в «тактическом, правовом и техническом аспектах». Чтобы расширить ассортимент испытуемых аппаратов, федеральная полиция наряду с БЛА Aladin и FanCopter приобрела 2 разных аппарата фирмы EMT, которая так же, как и AirRobot, снабжает беспилотными системами Бундесвер.

До сих пор МВД Германии санкционировало использование «транспортных средств без экипажа» для федеральной полиции только в качестве «разведывательных роботов и роботов-сапёров».

Перспективным использованием БАС серьёзно заинтересовались Федеральное министерство образования и научных исследований, Федеральное министерство транспорта и городского строительства, а также Федеральное министерство экономики.

Минтранс Германии в 2006 г. выделил Немецкому центру воздушных и космических полётов 200 тыс. евро для реализации программы взаимного опознавания (See&Avoid), а также в 2007 г. 170 тыс. евро Немецкой службе безопасности полётов для «интеграции БЛА в национальное воздушное пространство». В настоящее время принцип See&Avoid считается самым серьёзным препятствием для интеграции больших, используемых лишь в военных целях, БЛА в гражданское воздушное пространство. Кроме того, Федеральное МВД Германии поручило федеральной полиции осуществление проекта «Легализация беспилотных авиационных систем для интеграции в воздушное пространство» (Validierung von UASzur Integration in den Luftraum). В ходе реализации проекта необходимо разработать требования как к лётнопригодности (конструкция, компоновка, прочность и оборудование), так и к участию в воздушном движении (функционирование в воздушном пространстве разных категорий, предотвращение столкновений, соблюдение правил предупреждения столкновения воздушных судов).

Однако в 2010 г. начались серьёзные трения между Центральным управлением полиции Нижней Саксонии и уполномоченными Федеральной земли по защите персональных данных. Суть конфликта сводилась к заявлению уполномоченных, что «БЛА, осуществляющие воздушное наблюдение и фотографирование, никогда не должны подниматься в воздух». Так как в Нижней Саксонии очень много частных владений, то происходит незаконное вторжение в частную жизнь. Полиция обязана сообщать уполномоченным, какие именно задачи выполняет БЛА, пределы его досягаемости и возможности бортового фото- и видеооборудования, что в ходе выполнения испытательных полётов ни разу не было сделано. Таким образом, уполномоченные заявляют, что для применения БЛА не было никаких законных оснований. В ответ представители полиции заявили, что в городах имеется множество видеокамер и никаких вопросов по нарушению прав граждан это не вызывает. Также МВД Нижней Саксонии не сообщает уполномоченным, где, когда и как часто использовались БЛА на подконтрольной территории. Уполномоченные не знают, а полиция отмалчивается, летали ли БЛА только над полями, или между домами, «заглядывая в окна квартир».

В 2007 г. Цюрихская городская полиция (Швейцария) после матча местного футбольного клуба провела испытания беспилотного самолёта, с целью обнаружить начало критического скопления людских масс. По окончании футбольного матча Цюрих-Тулуза БЛА с большого расстояния передаёт аэрофотоснимки стадиона и его окрестностей непосредственно в оперативный штаб городской полиции.

Цель таких аэрофотосъёмок ограничилась общим обзором района действий полиции. Установленная на БЛА камера не допускала идентификации личности или номерных знаков транспортных средств. В связи с этим уполномоченные по защите персональных данных Федерации не могли высказать никаких претензий по незаконному применению беспилотного летательного аппарата. Благодаря получаемому видеоизображению полиции удавалось определять критические места скопления людей, массовые драки, насильственные действия между группировками болельщиков и своевременно принимать соответствующие меры.

В октябре 2007 г. Франция использовала БЛА для контроля над проблемными кварталами городов. Размещённая на борту БЛА видеокамера позволяла полиции вести наблюдение за демонстрациями, а также в криминогенных районах городов и опасных зонах. БЛА походили на голубей длиной в метр и шириной до 50 см. Таким образом, БЛА могли оказать помощь силам правопорядка в случае массовых беспорядков или собирать информацию до вмешательства оперативных подразделений Национальной полиции и жандармерии.

«Голуби» поднимались на высоту до 500 м, однако наибольшая эффективность достигалась с высоты в 150 м. Продолжительность полёта составляла 45 мин., а радиус обзора достигал 2 км. Камера имела ИК-подсветку для работы в ночных условиях. Каждый такой аппарат стоит 10 тыс. евро.

В октябре 2008 г. в ходе европейского конгресса, организованного в школе комиссаров в Сен-Сир (Saint-Cyr) г. Мон-д'Ор (Mont d'Or), французская полиция представила свой БЛА Elsa, предназначенный для обеспечения борьбы с массовыми беспорядками. При массе 1,2 кг и размахе крыла 1,5 м, он может летать при скорости ветра около 20 м/с примерно в течение 45 мин. БЛА управляется по радиоканалу с носимого пункта управления. Перед началом полёта сотрудник полиции записывает на борт программу полёта, а затем в ходе полёта передаёт изображение в оперативный штаб. Цена БЛА Elsa составляет около 35 тыс. евро.

Помимо наблюдения за массовыми беспорядками, БЛА оказываются полезными при проведении сложных полицейских операций (например, освобождение заложников), принимают участие в поиске пропавших детей или заблудившихся туристов, в наблюдении за развитием пожаров и т.д.

По мнению французских полицейских, БЛА обладают бесспорными качествами: они легко управляемы, имеют малые габариты и вес, при работе достаточно бесшумны и незаметны и могут брать на борт ряд полезной целевой нагрузки (телевизионные, тепловизи-онные или ночные камеры, дымовые, газовые или светозвуковые гранаты и пр.).

В 201 0 г. ф ранцуз с кая компания Tecknisolar Seni продемонстрировала портативный БЛА, вооружённый 44-мм двуствольной пушкой Flash-Ball. Используемый спецподразделениями французской полиции килограммовый Flash-Ball напоминает ручное огнестрельное оружие крупного калибра и позволяет отстреливать боеприпасы нелетального действия, включая слезоточивые боеприпасы и боеприпасы с резиновыми шариками. Другой вариант - использование на борту тайзера.

Национальная жандармерия (Gendarmerie Nationale или GN), являясь структурной частью французской полиции, также решает целый спектр задач, которые характеризуются необходимостью получения информации о местности, зданиях, сооружениях и частных лицах. Потребности в данной информации очень разнообразны. Некоторые из них требует высокой точности, другие полной конфиденциальности. Кроме того, ряд задач может представлять угрозу для жизни сотрудников полиции (например, борьба с терроризмом). Некоторые задачи могут потребовать получения информации в реальном масштабе времени, другие же - видеозаписи для представления её в судебном заседании.

Основное требование Жандармерии к БЛА - лёгкость, портативность и простота в управлении, отсутствие авиационной специфики. К тому же немаловажное значение имеет стоимость комплекса.

Кратко рассмотрев опыт применения БЛА полицией ведущих стран, можно сделать следующие выводы.

1. В разных странах процесс внедрения этого нового вида полицейской (специальной) техники в деятельность правоохранительных органов носит не равномерный характер. В ряде стран БЛА уже применяются не только в тестовом режиме, но и в повседневной деятельности полиции (Великобритания, Канада). В других, таких как Германия, Франция, Швейцария, БЛА завершают тестовый режим испытаний.

2. Необходимо отметить ряд серьёзных проблем в использовании БЛА полицией зарубежных стран. Эти проблемы носят не столько технический (хотя это тоже бывает), сколько юридический характер. Они связаны как с соблюдением прав человека на тайну частной жизни (Германия, Франция, Швейцария), так и с особенностями национального воздушного законодательства и порядка применения БЛА в гражданской сфере (США). В частности, в США уже более пяти лет идут трения между управлениями полиции и шерифа разных уровней, с одной стороны, и Федеральным управлением гражданской авиации (FAA), с другой. Конгресс США в конечном итоге обязал FAA выработать политику по допуску БЛА разных классов в Национальное воздушное пространство страны.

3. Что касается нашей страны, российская полиция также использует БЛА для решения своих задач. Сколь либо серьёзных юридических проблем по допуску БЛА в воздушное пространство РФ не возникало. С точки зрения автора данной статьи, наиболее для нас ценным представляется опыт применения БЛА полицией Великобритании и Канады, поскольку в связи с меньшими юридическими проблемами (судя по сообщениям открытых источников) полиция данных государств достаточно широко применяет БЛА в своей деятельности.

Литература

1. В статье использовались on-line-ресурсы иностранных СМИ, различных организаций и объединений: Los Angeles Times, Le Figaro, Guardian News and Media Limited, Berliner Zeitung, Die Welt, La Liberation, Norddeutscher Rundfunk, Heise Zeitschriften Verlag GmbH & Co. KG, UAS Vision, Vocus PRWHoldings, Mitteldeutsche Zeitung, Grand Junction Free Press, Draganfly Innovations Inc., KLAS-TV8 News NOW, MailOnline, British Transport Police, Government Technology, KPRC-Houston, Aeryon Labs Inc., Airborne Law Enforcement Association, 9.9 Mediaworx, RCHelicopter.com, The Independent, APS Communication GmbH & Co KG, Niedersachsische Ministerium fur Inneres undSport, Conde Nast Digital, Aeronotizie Soc. Coop., Onera, AMF/DEXIA, SecuNews.be, 20 Minuten AG, Mitteldeutscher Rundfunk, Blick.ch, Tages-Anzeiger Online, Nachrichten.ch.

Статья опубликована на сайте: 05.07.2012


Яндекс.Метрика